Uriah Heep — “Very ‘Eavy… Very ‘Umble” (рецензия)

Рецензия на дебютный альбом Uriah Heep “Very ‘Eavy… Very ‘Umble” (1970). Автор — Игорь Швейцер.

Uriah Heep — “Very ‘Eavy… Very ‘Umble”
(06/1970, Vertigo Records 6360 006) / “Uriah Heep” (09/1970 Mercury Records SR 61 294)

История хард-рока знает немало великих альбомов, вышедших в 1970 году. Одни получили признание сразу — таковы, к примеру, “Deep Purple In Rock” или “Led Zeppelin III”, или “Paranoid” Black Sabbath. Другие были «расслушаны» в полной мере позднее — в том числе дебютный одноимённый лонгплей тех же Black Sabbath или Wishbone Ash или UFO. Да несть числа шедеврам того времени, если серьёзно. Один из таких перлов, не сразу замеченных поклонниками (то есть не попавший после выхода в свет в хит-парады ни по одну из сторон Атлантики), — первенец Uriah Heep.

В отличие от множества собратьев по жанру, этот диск выходил на разных континентах не только с различным оформлением, но и с разным наполнением. Впрочем, на суть это обстоятельство не влияет, по крайней мере — уж точно не радикально. Европейский вариант был издан изначально на лейбле Vertigo (как и первый Black Sabbath, кстати). Забавная деталь: американско-канадский релиз Mercury оказался де-факто более тяжёлым, нежели его европейско-английский собрат, поскольку в этой версии альбома была хард-роковая «Bird Of Prey» вместо блюзовой «Lucy’s Blues». Но именно его американская девушка-критик из журнала «Rolling Stone» записала в «десятиразрядные джетроталлы». Печаталось и множество других ругательных рецензий, что, в общем, немудрено, учитывая неконструктивно-ёрническую природу многих музыкальных критиков.

Доказывать сейчас, по прошествии более чем сорока лет, что девушка Мелисса из «Rolling Stone» ошиблась, разумеется, незачем. Но вот попытаться рассказать, чем же именно хорош дебютный альбом Uriah Heep, стоит. А заодно и разобраться, почему же его постигла немного иная судьба, нежели, допустим, весьма похожий на него по существу, месту и времени «производства» “Black Sabbath”. Послушаем, проанализируем, пополемизируем, заодно воссоздавая формат комментария-аннотации, представленный группой и Кеном Хенсли с самого начала на внутреннем развороте альбома.

1. Gypsy (Box/Byron) 6:40

Удивительно, как эта группа умудрилась буквально за пару месяцев пройти путь от вполне заурядного, хотя и крепкого квартета с несколько размытой стилистикой в духе Англии конца 60-х до новаторского квинтета нового жанра. Причём жанра своего собственного: да, это хард-рок как он есть, разве что с некоторым налётом прогрессивности. Это признавали отнюдь не все: та же Мелисса Миллз заявила, что после первых аккордов слушателю точно понятно, что он больше не хочет это слушать.

Очевидно, что с присоединением к Spice Кена Хенсли и переименованием коллектива сами знаете во что саунд и идеология изменились разительно. Вроде бы простой рифф, ведущий своё начало от аккорда до-минор — но какая мощь, какая магия этих четырёх аккордов! В числе авторов «Gypsy» Кен не указан*, но слышно, что именно здесь он приложил свои руки к песне в значительной степени. Это и его триумф, но в ещё большей степени — Байрона и Бокса, «расписавшихся» на музыкальном полотне незабываемыми риффом, соло и полной драматизма историей. Это потом, спустя несколько лет Дэвид Байрон на концертах будет шутить по поводу темы песни, говоря, что она про девушку, которая никак не может найти себе партнёра… Но данное отступление — чтобы не показаться чересчур серьёзным.

При этом, в отличие от Мелиссы, любой ценитель жанра с самого начала “Very ‘Eavy…“ слышит: Uriah Heep — очень яркая, экстрактивная, с позволения сказать, группа. Кроме того, внимательными ушами можно ощутить, как звучание поступательно тяжелеет от начала композиции к её финалу. Поистине великое в своей простоте и драматичности произведение — по сути, открытие, ничем в плане масштабности не уступающее другим хардовым «сверстникам» («Speed King», «Black Sabbath», «Immigrant Song»). Сегодня, спустя десятилетия, можно смело утверждать, что «Gypsy» находится в этом ряду.

2. Walking In Your Shadow (Newton/Byron) 4:36

Просто прекрасная песня в ми-мажоре, с характерным риффом в среднем темпе и гитарными партиями, сыгранными кое-где в тот интервал, который затем стал присущ многим прогрессивным и металлическим группам. Еще не совсем настоящий Хип, но уже первосортный хард-рок с небольшим психоделическим флёром. Аранжировка и гармония указывают на принадлежность «Walking In Your Shadow» к временам квартета Spice.

3. Come Away Melinda (Hellerman/Minkoff) 3:50

Потрясающая в своей светло-печальной красоте американская песня в тональности ми-минор. Возможно, самая красивая баллада, записанная Spice до прихода Хенсли (как в качестве автора, так и в качестве исполнителя). Одна из визитных карточек Дэвида Байрона и великолепного инструмента под названием «меллотрон», давшего столь много уюта, тепла и прочувствованности западной музыки начала 70-х. Однако, говоря о «визитной карточке», можно только поражаться, сколь же богаты были тогда Uriah Heep как группа красивыми песнями собственного сочинения — ведь «Come Away Melinda», при всём великолепии, как раз при Байроне на концертах если и исполнялась, то лишь в самом начале, во времена Spice. Также её играли UFO, записавшие свою версию «Мелинды» в том же семидесятом. В исполнении Фила Могга и компании это совсем другая песня — ничуть не хуже, хотя и не такая балладно-красивая. Впрочем, дифирамбы Дэвиду Байрону не пел, вероятно, лишь ленивый поклонник UH…

4. Lucy Blues (Box/Byron) 5:14 / Bird Of Prey (Box/Byron/Newton) 4:07

На самом деле, Heepy-blues. «Печаль по Люси» отображает всё хорошее (и не очень), что было присуще группе в самом начале: блюзы они играли мягко и неуверенно, чересчур консервативно, по-книжному, что ли, хотя по-своему красиво и интеллигентно. Впрочем, сей соль-мажорный стандарт (справедливо названный Кеном Хенсли в аннотации к альбому как «предсказуемый») более походит на доведённую до ума джемовую заготовку, взятую с очередной репетиции группы, которая лишь недавно обрела имя Uriah Heep. Кен здесь скромен, хотя и солирует немного; Мика вообще почти нет; лишь Дэвид Байрон прекрасен — как всегда.

Однако «Lucy Blues» в целом — разительный контраст с тем, как звучит в исполнении этой группы любой хардовый номер, будь то «Gypsy» или «пляшущая» также от до-минорного риффа «Bird Of Prey». Она помещена лишь на заокеанской версии вместо… правильно, «Lucy Blues». Это ещё не совсем та «птица», что попала на европейский вариант следующего альбома Uriah Heep (не до конца, если можно так выразиться, оперившаяся), но всё равно — явная заявка на успех. И очень странно, что тогда, в 1970-71 годах, её практически проглядели. То, что она до сих пор в сет-листе у нынешних Uriah Heep, говорит о том, что мы имеем дело как минимум с классикой.

5. Dreammare (Newton) 4:40

Парадоксально, но факт: эту очень яркую, открывавшую вторую сторону песню в тональности ми-мажор придумал Пол Ньютон, а не кто-либо из людей, с коими группа ассоциировалась в дальнейшем. И, скорее всего, ещё до появления в составе пятого участника. Однако именно “Dreammare” является квинтэссенцией музыки Uriah Heep раннего периода. Хотя, справедливости ради, отметим, что не в полной мере, ибо лирикой здесь и не пахнет. Зато отлично слышно, что это — именно Uriah Heep: размашистый, очень шумный рифф, вокальное многоголосье, соло обоих гитаристов (причём особенно заметны заполняющие почти все пустоты слайдовые фрагменты Кена), психоделический, слегка сумасшедший текст. И вообще, ощущение приятного, но всеобъемлющего безумия. Вот откуда «есть пошёл» настоящий «Хип»!

6. Real Turned On (Box/Byron/Newton) 3:40

Утяжелённый шаффл в ля-мажоре. Возможно, одно из первых спаренных соло в истории тяжёлого рока. Лирика и гармония — типичный мажорный блюз-рок, но приправленный не совсем блюзовым с точки зрения гармонии развитием в припеве. Есть в этом нечто прогрессивно-хардовое. Можно предположить, что основу композиции наверняка придумали до прихода в коллектив Кена Хенсли.

7. I’ll Keep On Trying (Box/Byron) 5:27

Ощущение прогрессивности этой мрачноватой композиции в тональности соль-минор усиливается ближе к концу, и “I’ll keep on trying” как раз пример того, насколько разные лица были присущи «хипам» в начале творческого пути. Причём в данном случае как раз слышно, что это творение уже не квартета Spice, но группы Uriah Heep. Может быть, именно эта разноплановость и была поначалу воспринята твердолобыми критиками как неоригинальность и попытка копировать всех вокруг. Ну а затем люди из числа слушателей просто не смогли перебороть в себе консерватизм слабослышащих ценителей рока, которые мыслят и выражаются штампами. А вещь-то чудесная! Тягучий рифф, гитарно-басовые проигрыши, которые наверняка были подслушаны (и расслушаны) английскими металлистами новой волны, ощущение подлинного драматизма в куплете — и «выход» в светлую, мажорную часть с неповторимым байроновским “Well I remember ev’rythin’… ”. А затем — нервное, прочувствованное соло Бокса, венчаемое «прогрессивной» концовкой.

8. Wake Up (Set Your Sights) (Box/Byron) 6:36

Эта композиция начинается с фа-минорного септаккорда и включает в себя явные джаз-роковые прогрессии — и это прежде всего повод задуматься тем, кто поверил в сочинённую позднее легенду о том, сколь велик Гэри Тэйн на фоне остальных басистов «Хип», и что образованная им и Ли Керслейком в 1972 году ритм-секция — лучшая. Пол Ньютон вместе с Алексом Нэпиром именно в этой вещи (как, впрочем, и в предыдущей) лишний раз доказывают, что изменения в составе группы в дальнейшем происходили не по музыкальным соображениям. При этом речь не идёт о превосходстве одной ритм-секции над другой, скорее о высоком качестве каждой. И, кстати, это ещё одна великая песня без Кена, хотя сам он и давал комментарии** по поводу её записи так, словно участвовал. Но едва ли: и по гармонии, и по аранжировке это вполне «спайсовский» номер. А ещё Wake Up — безусловный аудиопамятник таланту Дэвида Байрона как поющего драматического актёра. Пройти непростой воображаемый путь от причудливого цыгански-оперного пафоса в “… said a young man before he died” до мягкого лиризма заключительных строк, повторяющих первые, — это было дано далеко не каждому рок-вокалисту даже из числа великих. Байрону таланта отмерилось сполна, и он с первого же альбома явил миру своё искусство во всех красках.

P. S. Пожалуй, если выбирать одного героя описанного выше творения, им и будет Дэвид Байрон, причудливым образом угодивший на европейскую обложку. Хотя он был лишь лучшим среди равных. Велик и Джерри Брон, сумевший совместно со звукорежиссёром Питером Гэлленом придать своим протеже потрясающе мощное звучание, которое, к сожалению, на переизданиях порой уже не столь впечатляюще и страдает меньшей детальностью и низкочастотным буханьем. Сам же альбом едва ли претендовал на звание открытия сезона, но вовсе не ввиду собственной слабости: просто слишком уж много именно в том году было записано великих пластинок. Тот же упомянутый выше прекрасный дебют Black Sabbath вряд ли был лучше в музыкальном отношении: он тоже немного «страдал» эклектичностью, но брал революционностью и бунтарским духом. И вышел он пораньше — в феврале, а не в июне, не в пору, когда молодёжь, как назло, покидает города. Впрочем, и «Саббату» в тот год от американских критиков из Rolling Stone досталось не меньше, чем «Хипам». Если там проводились некорректные параллели с Jethro Tull, то тут с другой группой: «Прямо как Cream! Только хуже». Воистину, критики, слушающие вполуха и понимающие в пол-головы, а то и того меньше — горе. И горе вдвойне, если на них кто-то ориентируется. Такая участь ждала и многих других современников.

Uriah Heep настоящими бунтарями не выглядели, хотя и на поп-группу в привычном нам сейчас понимании мало походили. Они с самого начала нанесли себя на карту мирового рока размашистым, лишь им присущим почерком, и со временем справедливость по отношению к этому диску восторжествовала — на данный момент количество проданных по всему миру копий составляет около миллиона (причём примерно половина — в Америке, на родине пресловутой мисс Миллз). А это, согласитесь, совсем неплохо для простых лондонских ребят, игравших, может, и не очень тяжело, но уж точно не «очень скромно».

©  Игорь Швейцер, 2012

* На диске «Blood On The Highway» (2007) имя Кена Хенсли впервые упоминается в составе авторского коллектива «Gypsy».
** См. комментарии к переизданию «Very ‘Eavy… Very ‘Umble» 2002 года.

Author: Igor Shveytser

Этот материал также доступен на другом языке: Английский

, , , , , , , , Нет комментариев
Рейтинг@Mail.ru