«Demons and Wizards» (рецензия, часть 1)
Автор — Василий Маркин.
Структура альбома «Demons and Wizards» — это игра на контрастах и постоянная смена динамики. Первый трек, «The Wizard», имеет «акустическое» вступление — гитара и вокал, комбики еще не «врубили» — но потом вступает ритм-секция, и звук становится мощным. На контрасте с этим следующий трек, «Traveller in Time”, сразу «вжаривает по полной», но после драйвового вступления следует более спокойная часть, где вступает вокал Байрона.
Думаю, не открою тайны, сказав, что песни сочинялись и записывались не в том порядке, в каком они следуют друг за другом на альбоме. Порядок выстраивался на стадии мастеринга, и игра на контрастах на том этапе была подчеркнута.
Является ли «Demons and Wizards» концептуальным альбомом? В пользу такого определения говорит и обложка (в этот раз рисовать её заказали известному художнику), и тот факт, что «Демонов» люди слушают обычно от начала до конца, не выбирая отдельных хитов, как это бывает в случае с сборниками песен.
Считали ли сами «Хипы» свой альбом концептуальным? А вот тут интересно. Хенсли в аннотации пишет: «это просто коллекция наших песен, которые мы с удовольствием записали». Скромничал? Вполне возможно. Кстати, необходимо иметь в виду, что музыканты особо-то не рассуждали о музыкальных жанрах, по крайней мере не так, как это свойственно журналистам. Дэвид Байрон в одном из интервью в ответ на вопрос о стилях говорил, что «это всё поп-музыка», как её ни называй.
1. The Wizard (Hensley/Clarke)
Об этом треке я подробно говорил в прошлый раз.
2. Traveller In Time (Byron/Box/Kerslake)
Трек начинается агрессивно, драйвово. Мик Бокс, играя на гитаре, использует педаль «вау-вау». Вокальная мелодия яркая, запоминающаяся. Многие относят «Traveller in Time» к прогрессив-року, в том числе из-за инструментального проигрыша в конце этой короткой песни, написаной Байроном, Боксом и Керслейком. На мой взгляд, это хард-рок, но с прогрессивным уклоном — «фирменный знак» Uriah Heep, который впервые в полной мере проявился именно на «Demons and Wizards», четвертом альбоме группы.
Текст продолжает «фэнтезийную» тему, начатую в «The Wizard».
Каждый день я должен смотреть на солнце
Чтобы видеть, откуда я пришел
Мне кажется, что должно наступить время
Когда я смогу вернуться домой
Я так устал быть здесь один
Но я всего лишь путешественник во времени
Обновление (2023): Для тех, кто любит подпевать:
3. Easy Livin’ (Hensley) 2:36
Что касается стиля: какой только ярлык ни пытались критики налепить на этот трехминутный хит, ставший для «Хипов» долгожданным прорывом к славе (39-е место в хит-параде в июле 1972 года). Майк Сондерс из журнала «Rolling Stone» писал в своей рецензии, что «Easy Livin’» — панк-рок-номер, сыгранный под фузовую гитару. Панк-рока в том виде, что мы знаем, тогда еще не изобрели. Термин употреблялся по отношению к драйвовым быстрым песням, простым и незамысловатым.
Чего-чего, а драйва у «Easy Livin’» выше крыши. И если кто-то удивляется, как клавишник Uriah Heep сумел написал такую драйвовую гитарную песню, то позволю себе напомнить, что гитара и электрогитара у Хенсли были первым инструментом, и он часто сочинял многие песни именно на гитаре (даже «July Morning»), но в процессе работы над аранжировкой переходил к электрооргану. На концертах он тоже исполнял некоторые песни на гитаре, а не только сидел в правом углу сцены за своим «хаммондом».
В этом энергичном номере всё вызывает восхищение: и басовая партия Гэри Тейна, и агрессивный рок-орган, и колокола (великолепный нюанс!), не говоря обо всем остальном. Настоящий хит, без которого с тех пор не обходится ни один концерт Uriah Heep. А текст — любовная лирика, короткий крик души почти отчаявшегося влюбленного безумца:
Где-то на одинокой дороге
Я искал тебя
День за днём по извилистой дороге
Я шел по твоим следам
Жду, наблюдаю,
Мечтаю всю свою жизнь…
4. Poet’s Justice (Box/Kerslake/Hensley)
«Poet’s Justice» сочетает в себе драйв и любовную лирику, великолепные вокальные гармонии, сочную партию электрооргана и ритм-секцию, которая тоже на высоте. Гитарное соло сыграно на двух гитарах и панорамировано строго влево и вправо. В этой песне, как и в «Traveller in Time», присутствуют смены темпа; как и в «The Wizard», есть элемент мистики или фэнтези в тексте.
Свети ярко, октябрьская луна
Орел, отнеси меня к ней скорее
Беги, беги, серебристый ручей,
Отыщи мою любовь или позволь мне мечтать
Обновление (2023): Для тех, кто любит подпевать:
5. Circle Of Hands (Hensley)
Последний на стороне А трек «Circle of Hands» начинается с торжественных аккордов, сыгранных на органе Hammond B3. Здесь начинается территория прогрессив-рока: «Circle of Hands» — баллада, в которой удивительно хорошо сочетаются тяжелый рок и госпел, и она звучит шесть с половиной минут.
По структуре «Circle of Hands» аналогична «July Morning» с альбома «Look at Yourself», и мне думается, что она была задумана и записана как главный эпик для «Demons and Wizards», но позже, на следующих сессиях записи группа собрала из двух отдельных песен настоящий эпик альбома — «Paradise/The Spell», до которого мы еще дойдем. Тем не менее, «Circle of Hands» по праву считается шедевром, настоящей классикой прогрессив-рока.
Дэвид Байрон поет спокойно, выдержанно. Кстати, текст песни вызвал негативную реакцию английских рок-критиков. Им не понравились «небеса, полные глаз», «умы, полные лжи», «черные холодные сердца», что проклинают «солнце, давшее жизнь любви». Да, возможно, по английским меркам это не вполне дотягивает до лучших сонетов Шекспира. Но это еще одна позитивная, жизнеутверждающая песня, в которой автор говорит о своей любви к всему светлому, что есть в мире.
На этом сторона A пластинки заканчивается, и мы переходим ко второй…
Easy Livin’
Байрон: Easy Livin’ — песня, с которой Кенни однажды пришел в студию и сыграл, и всем она очень понравилась. На тот день у нас не было запланировано работы над другими песнями, а эта просто случилась в студии. Здорово, когда так происходит. Такое часто происходит, в особенности когда мы работали над последним альбомом. Я думаю, что касается сочинения песен, Кенни — самый последовательный из всех нас. Я жду, что он еще нового принесет.
https://www.youtube.com/watch?v=VcL2P53wc1E
«Тихо, гений за работой»
Керслейк: Как-то раз мы сделали для него плакат, чтобы повесить на дверь его комнаты в отеле: «тихо, гений за работой». Но плакат потерялся.
Журналист: Кен, ты гений?
Хенсли: Э-э-э… Да. Нет.
Журналист: Правду говори.
Хенсли: Я не знаю.
https://www.youtube.com/watch?v=VcL2P53wc1E