[архив] Uriah Heep от А до Я (Мелодия, 1992) (2)
Второй альбом Urlah Heep, «Salisbury», также вышел в двух разных вариантах. В чем разница?
В американском варианте песня “Bird of Prey” отсутствует. Сторона А начинается с песни «High Priestess», а сторона В – с «Simon The Bullet Freak» (Hensley), которой нет на британской пластинке. Американский вариант — не альбомный. Конверт — красного цвета.
Многие коллекционеры имеют альбомы «Very ‘Eavy..» и «Salisbury», выпущенные фирмой Bronze, а ты говоришь, что они выходили на Vertigo…
После выхода «Salisbury» Uriah Heep подписали контракт с новой фирмой Bronze, образованной Джерри Броном. Оба альбома были вскоре переизданы.
Какие зарубежные гастроли были в то время у Uriah Heep?
Первой страной, где они выступали, была Германия. В 1971 г. они отправились в свое первое американское турне. Uriah Heep выступали на стадионах перед двадцатитысячной аудиторией, в первом отделении, предваряя выступления американских команд «Three Dogs Night» и «Stepperwolf». Кстати, однажды во время гастролей по ФРГ на концерт Uriah Heep пришел немецкий композитор-классик Gunter Krempel и предложил группе принять участие в постановке сюиты, написанной им на основе темы из «Salisbury».
Привлекались ли для записи пластинок Uriah Неер музыканты из других команд?
В записи песни «Look At Yourself» с одноименного альбома участвует ритм-секция группы «Osibiѕа»; соло на синтезаторе Moog в «July Morning» исполняет Манфред Мэнн.
Расскажи про кутерьму с барабанщиками и басистами, которая творилась в Uriah Heep с 1970 по 1972 год.
Как известно, ядро Uriah Heep составляли Кен Хенсли, Дэвид Байрон и Мик Бокс. Творческие отношения между ними развивались успешно, начиная с работы над первым альбомом. Но группа нуждалась в надежной ритм-секции. После ухода Олли Олссена в Uriah Heep играл Кит Бэйкер (Keith Baker), потом его сменил Айэн Кларк (lan Clark) из группы Cressіdа. Ли Керслейка звали в Uriah Heep после ухода Бэйкера, но он отказался, так как был занят в собственной группе “The National Head Band" (эта команда выпустила в 1971 г. альбом на фирме Warner Brothers). Барабанщиков в Uriah Heep прослушивали постоянно. Однажды Байрон и Хенсли отправились в лондонский клуб «The Speakesy», где встретили Керслейка, и на этот раз он согласился. 23 ноября 1971 года, после сейшена в Jubilee Studios, он прочно обосновался за барабанами в Uriah Heep.
Что касается басистов, то после Пола Ньютона в составе Uriah Heep был Марк Кларк (Mark Clarke, соавтор «The Wizard»). Принципиальная замена произошла в феврале 1972 года, когда посреди американского турне в группу был принят Гэри Тэйн (Gary Thain). Уроженец Новой Зеландии, Гэри в конце 60-х приехал в Лондон, три года играл в группе Кифа Хартли (Keef Harley) и записал с ним концертную пластинку «Live At Marquee». Приход Тэйна в Uriah Heep отличался стремительностью: «Он пересек Атлантику на самолете и обнаружил, что играет в U. Н., даже не успев сказать «о'кей», — как свидетельствует Джефф Браун, журналист британского еженедельника «Мэлоди Мэйкер».
С приходом Гэри Тэйна и Ли Керслейка у Uriah Heep наступил новый период; на обложке диска «Demons And Wizards. Кен Хенсли пишет, что Uriah Heep теперь «укомплектован»…
Состав Uriah Heep того времени считается классическим: Дэвид Байрон, Кен Хенсли, Мик Бокс, Ли Керслейк, Гэри Тэйн. Тэйн оказался как раз тем человеком, с приходом которого все наконец-то встало на свои места. «Он имел свой стиль, — говорит Мик Бокс, — это невероятно, но с кем бы из басистов мне ни приходилось разговаривать, все восхищались игрой Гэри и мелодическими линиями баса». В одном из интервью Кен Хенсли говорил, что Ли Керслейк и Гэри Тэйн «придают группе «класс» и гибкость, а главное — внутреннее доверие».
Чем объясняется то, что музыка первых двух альбомов Uriah Heep столь разная — от джаз-рока и полуакустических вещей до жестких, хардовых композиций?
Группа искала свой стиль. Кен Хенсли в интервью 1972 года говорит: «Мы пробовали несколько вариантов, и они попросту не работали. Сделали акустическую программу, что было большой ошибкой. Каждый проходит через идею «я играю то, что хочу, и я взорву аудиторию». Мы тоже так думали и шли по этому пути — минут пять, не более. Нужно либо стараться доставить удовольствие людям, которые платят деньги, либо надо упаковывать чемоданы и отваливать. Другой эксперимент — и новый провал (опять я виноват) — это попытка сделать нечто псевдо-пинкфлойдовское2. Да, это не имело того бешеного успеха, на который я рассчитывал».
Настоящий успех пришел к группе с выпуском альбома «Look At Yourself» и был развит последовавшими за ним “Demons And Wizards” и “The Magician's Birthday”.
Какие места в списках популярности занимали эти альбомы?
Первым альбомом, попавшим в хит-парад был «Look At Yourself»; он занял 39-е место. Альбом вскоре стал «серебряным», т. е. было продано более 250 000 копий. «Demons And Wizards», вышедший в июне 1972 года, занял 20-е место и продержался в списках 11 недель. Сингл «The Wizard» также попал в списки, что позволило Uriah Heep появиться с этой песней в программе Top Of The Pops. Следующий сингл, «Easy Livin'», пользовался громадным успехом в Европе, а также проник в американские списки, открывая тем самым для группы новые горизонты. В ноябре 1972 года, через шесть месяцев после выпуска «Demons And Wizards», вышел альбом “The Magician’s Birthday”, который занял 28-е место.
Конверты альбомов «Demons And Wizards» и «The Magician's Birthday» очень интересно оформлены…
Рисовал художник-сюрреалист Роджер Дин. Он также является автором обложки альбома 1974 года «Relayer» группы YES.
Где группа пользовалась большим успехом — у себя на родине или в США?
В США Uriah Heep имели бешеный успех, все это называлось «хипстерия». В Англии у них тоже было много поклонников, но в этой стране в основном принято выступать по клубам. Да и родная критика, как правило, оставалась глуха к достижениям группы или ограничивалась рецензиями типа: «Uriah Heep пытаются оригинальничать со своим вокалом а ля датский фьорд (вопль, который издает человек, свалившийся во фьорд однажды холодным днем)».
Поэтому выходу альбома «Demons And Wizards» придавалось особое значение. Дэвид Байрон говорил: «Если бы «Demons And Wizards» не попали в списки популярности, мы были бы вынуждены отказаться от концертов в Англии. Потому что невозможно продожать выступать здесь перед четырьмя сотнями человек, в то время как в других странах наша аудитория по крайней мере в четыре раза больше. У нас такая аппаратура, что если на ней работать в тесном клубе, у людей просто вылетят мозги от громкости. Мы предпочитаем концертную атмосферу, куда люди приходят слушать музыку. В клубы же в основном приходят выпить пинту пива и подцепить девочку».
Кен Хенсли о работе над «Demons And Wizards»: «В то время группа была сфокусирована: все мы хотели одного и того же, были готовы принести одинаковые жертвы, чтобы добиться желаемого. То был первый альбом, выпущенный таким составом, и была магия в той комбинации людей, которые проявляли столь много энергии и энтузиазма».
В 1973 году «Мэлоди Мэйкер» написал: «У Uriah Неер был имидж, теперь же они выработали индивидуальность. Новый образ создан, но теперь это нечто большее: это — характер».
В марте 1973 года вышел первый концертный альбом Uriah Heep, записанный в январе того же года в Бирмингеме, в концертном зале «Одеон». Альбом занял 23-е место, продержался в списках популярности восемь недель. Опять было турне по США и Европе, второе турне Японии. В августе 1973 года Uriah Heep возглавили Фестиваль Британской музыки, состоявшийся в лондонском Alexandra Palace. Их выступление сопровождали Alex Harvey Band, Manfred Mann’s Earth Band, Gary Moore и Heavy Metal Kids.
Что за столкновение произошло между Uriah Heep и T. Rex на гастролях по США?
Это случилось на концертах в Чикаго. Uriah Heep играли в первом отделении, и когда они, доиграв, ушли со сцены, публика стала вызывать их на «бис», требовала их возвращения во время всего выступления Т. Rex. Четыре тысячи человек скандировали: "We want Uriah". Вообще-то Uriah Heep должны были выступать вторыми, но менеджер Т. Rex настоял на том, чтобы они открывали концерт. Uriah Heep играли 30 минут, им аплодировали стоя, и потом они вернулись еще на 20 минут. В результате T. Rex отказались впредь выступать с Uriah Heep.
2 Вероятно, имеется в виду сюита “Salisbury”.